На глазах моей бабушки по материнской линии всегда появлялись слезы, если речь заходила о детях потерявших родителей, особенно - матерей...
Конец двадцатых годов прошлого века, глухая серая деревня где-то на Дальнем Востоке, крепкая крестьянская семья. Она - Домна, он - Демьян. Четверо детей: Елизавета (Линка, Линочка) - моя бабушка, ей почти девять лет; сын - Николай и еще две дочери - Людмила (4 года), Анна (2-3 месяца). Жить тяжело, но здесь, на окраине большой страны, можно жить более-менее спокойно. До тех пор, пока и здесь не прозвучит страшное слово "Коллективизация". Когда во двор зайдут чужие люди и поведут всю скотину в колхоз, она (Домна) будет бежать следом и просить оставить хотя бы корову.
А через несколько дней живность, согнанная на "колхозное" поле, некормленная, непоенная, недоенная сломает изгородь и каждая вернется к своему дому. И не каждая хозяйка сможет взять в руки хворостину и погнать свою кормилицу назад, в общее стадо. Тем более, когда дома у тебя маленькие дети. Она (Домна) не смогла... На следующий день опять придут эти, чужие люди, и вновь поведут упирающуюся корову в колхоз. И Демьян будет держать жену, которая рыдая, будет иступленно кричать, что все равно, ироды, скотину загубите, а у нее (Домны) - дети. Потом она будет кричать на мужа, который ничего не смог сделать, а потом... потом забежит в дом, схватит со стены ружье, приставит его к животу и нажмет на курок. В этот момент в комнату зайдет моя бабушка...
Демьян переживет свою жену на несколько недель. Я не помню, как и отчего он умер. И останутся четверо детей, старшей девять лет. На семейном совете будет решено раздать детей родственникам, но мать Домны не позволит. И заберет всех четверых детей к себе... только их будет уже не четверо. При переезде, в сутолке, давке и духоте товарного вагона погибнет младшая.
Вторым из жизни уйдет мальчик, Николай. Но это будет еще не скоро. Его призовут в армию в день его восемнадцатилетия. Через месяц родные получат похоронку.
Моя бабушка прожила долго. У нее было четверо детей (три девочки и один мальчик) и восемь внуков. Умерла она осенью 1998 года.
Сестра моей бабушки Людмила Демьяновна жива до сих пор. И несмотря на то, что бабушка она мне двоюродная, отношусь я к ней как к родной.